Минск, Беларусь, 11 апреля 2020 года

Д-р Батыр Бердыклычев, Представитель ВОЗ в Беларуси

  • Число зарегистрированных случаев COVID-19 в Беларуси на этой неделе превысило 1000, и удваивается каждые два или три дня. Ситуация быстро развивается. Мы вступили в новую фазу и, следовательно, в решающий момент реагирования на вспышку. Действия, предпринятые в течение следующих дней, недель и месяцев, будут иметь решающее значение для спасения жизней. Эта миссия действительно была чрезвычайно своевременной.
  • Как вы знаете, в минувший вторник миссия прибыла в Минск для работы с национальными и местными органами здравоохранения по различным аспектам реагирования на COVID-19. Эти области включали эпидемиологию и эпиднадзор, лабораторные услуги, ведение пациентов, профилактику и контроль инфекций, а также информирование о рисках.
  • Цель состояла в том, чтобы работать вместе над каждой из технических областей, описанных выше, чтобы понять схемы передачи вируса и меры реагирования, предпринятые в Беларуси; а также оценить риски и дать рекомендации относительно возможных действий, направленных на прекращение распространения COVID-19 в Беларуси.
  • В течение последних трех дней у команды была очень насыщенная программа, которая позволила им посетить медицинские учреждения, центры общественного здравоохранения, лаборатории и центры скорой помощи на национальном, областном и городском уровнях.
  • Члены миссии ВОЗ также смогли встретиться с представителями Министерства внутренних дел и Министерства труда и социальной защиты; ознакомиться с мерами, принимаемыми Министерством транспорта по нашему прибытию в страну наземным и воздушным транспортом. Было крайне полезно узнать о том, как различные сектора объединили свои усилия в борьбе с COVID-19.
  • Сейчас я предоставляю слово д-ру Патрику О'Коннору, который возглавлял миссию ВОЗ, чтобы поделиться с вами ключевыми замечаниями, рекомендациями и выводами. С каждой проведенной миссией мы учимся, как лучше реагировать на COVID-19, и эта миссия также поможет нам оказать содействие другим странам.

Д-р Патрик О’Коннор, руководитель миссии ВОЗ по COVID-19

Наблюдения

  • Тестирование людей с подозрением на COVID-19, отслеживание их контактов и изоляция больных является краеугольным камнем в борьбе с COVID-19. Беларусь внедрила меры по сдерживанию распространения вируса благодаря системам эпиднадзора, эпидемиологии, а также возможности своевременно проводить лабораторное тестирование и выявлять пациентов с COVID-19.
  • Эта работа позволила получить данные о резком росте числа случаев каждые 2-3 дня, что свидетельствует о начале распространения вируса среди населения.
  • В то же время в стране уделяется внимание организации работы больниц, поликлиник и служб скорой медицинской помощи для ведения пациентов и предотвращения передачи вируса в учреждениях здравоохранения.
  • Безопасность работников здравоохранения и пациентов рассматривается в качестве приоритета. Предпринимаются усилия и меры для удовлетворения потребностей в профилактике и инфекционном контроле, в том числе с увеличением местного производства оборудования и материалов.
  • Мы хотели бы отметить приверженность страны обеспечить местное производство средств защиты для работников здравоохранения через перепрофилирование производственных мощностей частного сектора. Это очень нужно странам Европы и всего мира, и действительно достойно упоминания то внимание, которое Беларусь уделяет этому критически важному вопросу.
  • Кроме того, мы наблюдали акцент на планировании и создании резервного потенциала по работе с пациентами с COVID-19 при одновременном продолжении оказания основных медицинских услуг, в том числе по лечению пациентов с хроническими заболеваниями, охране материнского и психического здоровья.
  • Однако позвольте мне сказать, что любая система здравоохранения может быть истощена COVID-19, и ни одна страна не является исключением.

Рекомендации

  • Как уже было сказано, Беларусь вступила в новый этап развития вспышки, когда мы наблюдаем передачу инфекции среди населения, особенно в некоторых частях страны, включая столицу - Минск. Эта ситуация вызывает обеспокоенность и оправдывает введение новых мер, дополняющих уже принятые.
  • Наша рекомендация всем странам в контексте пандемии заключалась в твердой приверженности и лидерстве правительства по внедрению комплекса мер, комбинированному подходу к мерам сдерживания и смягчения последствий вместе с вовлечением сообщества с учетом сценария распространения вируса.
  • По мере того, как Беларусь вступает в новый сценарий передачи вируса, наша рекомендация заключается в том, чтобы ввести меры на уровне всего общества по увеличению физического дистанцирования наряду с решительными мерами по тестированию, отслеживанию и изоляции, которые были реализованы до сих пор.
  • Меры физического дистанцирования включают в себя следующее:
    • Перенос массовых, в том числе спортивных и культурных мероприятий;
    • Помещение в карантин лиц, контактировавших с пациентами, у которых подтвержден COVID-19, и людей, являющихся потенциально уязвимыми к вирусу;
    • Создание возможностей для удаленной работы, удаленного обучения и приостановки работы предприятий, имеющих второстепенное значение;
    • Сокращение объема не носящих обязательного характера перемещений, особенно для групп, подверженных большому риску.
  • Меры по охране общественного здоровья в масштабах всего ообщества, которые включают меры по физическому дистанцированию, могут помочь предотвратить и замедлить распространение вируса, в то время как учреждения здравоохранения укрепляют свой потенциал с точки зрения наличия медицинских работников, коек, изоляторов, отделений интенсивной терапии и защитного оборудования для подготовки к ответу на потенциальное увеличения количества случаев инфекции.
  • Позвольте мне также подчеркнуть важность терминологии здесь. Физическая дистанция — это не социальная изоляция, и необходимо оказываать поддержку населению посредством четкого информирования о рисках и работы служб охраны психического здоровья.
  • Это должно сопровождаться продолжением оказания основных медико-санитарных услуг и социально-экономической поддержки нуждающимся, с уделением особого внимания наиболее уязвимым группам населения.
  • Для выполнения этой задачи сейчас крайне важно, чтобы правительство на всех уровнях, начиная с высшего и заканчивая местным, вело работу с населением, объясняя риски и меры, посредством которых население может защитить себя и поспособствовать эффективной борьбе с эпидемией.  Сюда входит информирование населения о важности гигиены рук и связанного с кашлем этикета, а также объяснение необходимости принятия мер на уровне всего общества, таких как ограничение массовых собраний и перемещения.

Выводы

  • В заключение позвольте мне отметить следующее:
    • сейчас необходимо наращивать усилия, продолжая и расширяя работу, проделанную до сих пор по проверке всех подозрительных случаев, отслеживанию контактов подтвержденных пациентов и изоляции больных;
    • сейчас необходимо подготовиться к наихудшим сценариям, приступив к выполнению планов действий при чрезвычайных ситуациях, с тем чтобы позволить больницам справиться с ростом числа случаев, а также подготовить и защитить работников здравоохранения;
    • Сейчас необходимо укрепить связь между всем правительством и всем населением. Учитывая, что вспышка COVID-19 является кризисом здравоохранения, меры реагирования требуют всеобщего слаженного участия в борьбе, включая правительство, работников здравоохранения, частный сектор, и все общество.
  • Это марафон, а не спринт. Мы должны подготовиться к тому, что борьба со вспышкой вируса будет продолжаться и развиваться в течение следующих 12-18 месяцев. Действия, предпринятые в Беларуси, окажут влияние на всю Европу и весь мир - этот вирус объединил нас всех.
  • ВОЗ вновь заявляет о нашей поддержке Беларуси и готовности расширять наши усилия по укреплению текущей деятельности по реагированию, а также по оказанию помощи в реагировании на вызовы следующего этапа этой пандемии.
  • Резюме озвученных нами рекомендаций будет опубликовано по каналам ВОЗ.